Категория: история

Оперативная сводка штаба Западного фронта № 7 к 22 часам 25 июня 1941 г. о боевых действиях войск фронта

ОПЕРСВОДКА № 7 К 22.00 25.6.41. ШТАБ ЗАПФРОНТА БОРОВАЯ
 

 

          Первое. Войска Западного фронта в течение 25.6.41 г. активно действовали на своем правом фланге в районе Гродно, вели оборонительные бои в центре и под действием превосходящих сил противника отходили на левом фланге фронта.

          Второе. 13-я армия днем 25.6.41 г. продолжала выдвижение корпусов к намеченным рубежам обороны.

          50-я стрелковая дивизия – на марше из района Жуличи, Березье, Силцы. Два дивизиона 257-го гаубичного артиллерийского полка после выгрузки в Молодечно – на марше в Вилейка для соединения дивизией.

          21-й стрелковый корпус – донесений о действиях за день 25.6.41 г. не поступило.

          Пинская флотилия – боевое ядро флотилии в районе Кончицы содействует стрелковым частям 75-й стрелковой дивизии в отражении групп танков противника, прорывающихся к Пинску.

          Остатки 5-й танковой дивизии Северо-Западного фронта сосредоточены в 5 км юго-восточнее Молодечно. В наличии – три танка, двенадцать бронемашин, сорок грузовых автомашин.

          Третье. Положение частей 3-й армии и 6-го механизированного корпуса доложено в боевом донесении № 0081.

          Четвертое. По искаженной радиограмме командующего войсками 3-й армии2, большинство раций выведено из строя. Проволочная сеть в полосе армии разрушена. В армии высланы делегаты, по возвращении которых обстановка будет доложена.

          Пятое. 4-я армия – части армии к 18.00 24.6.41 г. отошли в район Войтки, Мазурки, Синявка, где закрепились для оказания дальнейшего сопротивления3.

          Остатки частей 6-й и 42-й стрелковых дивизий 28-го стрелкового корпуса после ряда оборонительных боев к 18.00 24.6.41 г. отошли в район Русиновичи, Тальминовичи, где приводились в порядок.

          55-я стрелковая дивизия после разгрузки автотранспорта заняла оборону на рубеже Стрелово, Кулики4, в 14.00 24.6.41 г., не выдержав натиска пехоты с мотомеханизированными частями противника при сильной авиационной подготовке, начала отходить.

          14-й механизированный корпус, все дни активно оборонявшийся, неоднократно переходил в контратаки, понес большие потери в материальной части и в личном составе. К 25.6.41 г. корпус не является боеспособным.

          Шестое. 20-й механизированный корпус – на марше в район сосредоточения. В 6.00 25.6.41 г. в районах:

          38-я танковая дивизия – Дворинце, Мошница, Буда (6-7 км северо-восточнее Кайданово).

          26-я танковая дивизия – Гороховище, Пахомовщина, Дещанка (10-12 км юго-западнее Самохваловичи).

          210-я моторизованная дивизия – в районе Шацк.

          2-й стрелковый корпус – управление и корпусные части продолжают отмобилизовываться в гор. Минск. В целях безопасности части выведены в леса северо-восточнее Минск.

          Седьмое. Авиаразведка в 8.00 25.6.41 г. установила движение колонн танков и автомашин противника из Вильнюс на Минск. В 12 часов в районе Замбжек колонны были бомбардированы бомбардировочным авиационным полком 12-й бомбардировочной авиационной дивизии. Приказом командующего войсками фронта организация противотанковой обороны и разгром танков возложена на 44-й стрелковый корпус.

          Восьмое. Авиация противника в течение дня 25.6.41 г. трижды бомбардировала Минск, город продолжает гореть.

 

 

Начальник штаба Западного фронта
генерал-майор Климовских

 

Начальник Оперативного отдела штаба
генерал-майор Семенов

 


Ф. 208, оп. 2454сс, д. 27, лл. 60-63.

 

 

 

Наиболее важной проблемой Военно-воздушных сил Красной армии стали большие потери самолетов.

 

 

Ситуация для ВВС Западного фронта сложилась ничуть не лучше. Так, согласно донесению уполномоченного 3-го отдела 10-й смешанной авиадивизии Леонова от 27 июня,«в Вельском истребительном авиаполку за 2 часа до налета была тревога, и только разошлись по домам, как был произведен налет германской авиации.

 

Нa рассвете в воскресенье 22 июня германская аниация напала количеством в 100 самолетов на крепость, полигон и все места дислоцирования частей Красной Армии в гор. Бресте. Особенно точно германская авиация знала расположение наших аэродромов, которые были подвергнуты обстрелу из пулеметов зажигательными пулями, в результате чего в Брест — Кобринском направлении, которое прикрывалось 4 полками 10-й авиадивизии, находившимися: 123-й ИАП — в дер. Именины (г. Кобрин), 74-й ШАП — Малые Взводы (что в 18 км от границы), 33-й ИАП — гор. Пружаны и 39-й СБАП — гор. Пинск, германской авиацией подверглись почти что полному уничтожению на земле. Боеспособной матчасти осталось единицы. Характерно, что матчасть в этих полках, за исключением 39-го авиаполка, была не рассредоточена.

 

На Пинском аэродроме, где дислоцируется 39-й СБАП, эскадрилья самолетов Пинской флотилии, которая не была рассредоточена, подверглась полному уничтожению противником. Характерно, что объекты, расположенные ближе к германской границе, как-то: 74-й ШАП, 123-й ИАП подверглись более раннему нападению, чем 39-й СБАП, [но] не предупредили наши части, находящиеся в отдаленном месте от липни фронта, то есть от германской границы, в результате этого авиация противника уничтожила и эти, наиболее отдаленные аэродромы, путем обстрела из пулеметов.

 

Одновременно подверглись сильной бомбардировке военные городки и дома начсостава, в результате чего из крепости и полигона гор. Бреста осталось из состава семей и комначсостава незначительное количество людей, остальные все погибли в развалинах домов. Так, например, полковая школа в крепости г. Бреста была разрушена, никто из курсантов не мог спастись.

 

В гор. Кобрине много погибло в разрушенных домах начсостава и членов их семей штаба 4-й армии.

 

Из 472-го артполка спаслось 7 семей; из 48-го стрелкового полка спаслись 6 семей.

 

Склады бензина и боеприпасов 33-го ИАП, 123-го ИАП, 39-го СБАП были уничтожены.

 

По 39-му СБАП, несмотря на то, что производилось 3 налета, не смогли отстоять и сохранить матчасть самолетов.

 

Летно-технический состав почти что не понес потерь, за исключением 74-го ШАП, о котором командование дивизии не имело никаких данных, так как связь с этим полком прервана, а самолетом У-2 установить связь было невозможно, так как налет авиации противника производился волной с кратким интервалом.

 

Несмотря на тяжелые потери матчасти самолетов по 10-й авиадивизии, оставшиеся 6 самолетов 123-го ИАП производили сильное отражение нападения ВВС противника, как на станцию, военный городок и гор. Кобрин.

 

При появлении эскадрильи самолетов противника количеством от 12 до 18 самолетов, наши летчики по 2 — 3 самолета 123-го авиаполка вылетали навстречу, принимали лобовой бой, сбивая по 3 — 4 самолета, обращали в бегство противника и не давали возможности производить дальнейшие разрушения.

 

Германские летчики одеты в гражданскую форму — в серые суконные мундиры однобортного фасона, брюки на выпуск такого же качества, как и френч, без всяких эмблем и пуговиц военного образца, фуражки с большими кожаными наушниками, в гражданских шелковых рубашках, кожаных желтых ботинках с толстой подметкой. Поверх всего этого одеты в серые летные комбинезоны. Одежда, видимо, служит для укрытия в случае вынужденных посадок.

 

Из числа убитых германских летчиков один был поляк, взятый в плен один летчик, также оказался поляком.

 

Такая же форма одежды была на летчике сбитого самолета близ Пинского аэродрома.

 

Германские летчики летают на самолетах чешского производства завода „Шкода", имеют личное оружие „Парабеллум".

 

Основной причиной, послужившей большому количеству потерь самолетов на аэродромах явилось то, что командование дивизии не рассредоточило матчасть самолетов. Кроме того, налет был внезапным, и нe была организована защита аэродромов от последующих налетов германской авиации после первого нападения.

 

Такой факт имел место в 39-м СБАП, где было 3 налета. В результате рассеянности командования и отсутствия приказа действовать, матчасть самолетов была уничтожена. Во время последнего налета вылетевший самолет „СБ" сбил самолет противника „Ю-88".

 

Зенитные пулеметы на аэродромах бездействовали. Пулеметы на уцелевших самолетах не были приведены в действие. Между перерывами налетов мер к спасению матчасти самолетов не предпринималось.

 

В первый же день военных действий весь летный состав был на аэродромах, ничего не делал, то есть не уходил в тыл и был в растерянности, в результате того, что нечем было воевать.

 

На аэродромах в основном велась подготовка к отражению предполагаемой высадки десантов. Запасы бомб, продовольствия, обмундирования в тыл не вывозились, бомбы не рассредоточивались.

 

С наступлением противника на авиагарнизон 123-го и 33-го ИАП запасы, видимо, не будут уничтожены, так как совершенно не организована эвакуация, бегут в беспорядке, то основное внимание этих гарнизонов будет сосредоточенно на спасении жизней семей. Командование дивизии не планирует эвакуации военнослужащих и членов семей.

 

Настроение личного состава боевое, несмотря на то, что большие потери. Отсутствие матчасти самолетов приводит в отчаяние летчиков.

 

Самолеты противника в бой не вступают, всякий раз при появлении наших самолетов из боя выходят на больших скоростях. [...]

 

Железнодорожная сигнализация (семафоры, стрелки) на всей магистрали от Кобрина до Гомеля и от Гомеля до Москвы не замаскированы, представляют хороший объект бомбардировки железнодорожных путей, что может нарушить коммуникации наших войск, а также служит хорошим ориентиром (маяками) в ночное время при полетах германских самолетов.

 

Германские самолеты по этой железнодорожной магистрали ночью ходят на высоте 400 — 300 метров с двумя сильно освещенными фарами (прожектора) и нащупывают наши эшелоны» (Там же. Д. 98. Л. 243-249.).

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

имени Георгия Победоносца
имени Георгия Победоносца
Было на сайте никогда
48 лет (01.01.1970)
Читателей: 5 Опыт: 0 Карма: 1
все 4 Мои друзья